МПГ «Система координат»

Молодежная Правозащитная Группа «Система координат»
(г. Владимир)



«Права студентов»

Результаты мониторинга по
кампании «Права молодежи»

 «Права студентов»

1.      Список проблем, возникающих у молодежи.

Первое
место занимают проблемы связанные с финансированием

как вузов, так и самих студентов: нехватка учебной литературы (60% опрошенных),
нехватка средств на соответствующую организацию учебного процесса (44%), плохая
техническая оснащенность факультетов (43%), маленькая стипендия (27%).

Второй
блок проблем, значительно «отставший» от первого по рейтингу, но все же
занимающий значительное место – проблемы, связанные с качеством преподавания:
отсутствие необходимой практики (19%), неприменимость получаемых знаний на
практике (19%), несоответствие экзаменационных вопросов прочитанному материалу
(23%).

2.      Описание интересных случаев
(характеризующих ситуацию и вопиющих).

    1. «Я
      знаю случай с одной девушкой: она заплатила взятку, а ее на экзамене
      перепутали с другой. Ей поставили двойку, а той, с которой перепутали –
      пять. Потом часть денег вернули, но не все».
    2. «Когда
      я сдавала экзамены во Владимирский государственный  университет, к одной  девочке подошел преподаватель и помогал
      ей решать».
    3. «У
      нас один преподаватель требовал купить его книжки. Другой преподаватель
      говорит, что чтобы сдать экзамен, тебе надо походить ко мне как к
      репетитору. Соответственно, ты за это платишь деньги. Еще у нас был
      известный случай: девушки, которые не ходили на
      физкультуру должны были покупать физруку музыкальный центр. Иногда
      просят купить шторы».
    4. «У
      нас есть преподавательница по химии. Ей можно сдать экзамен только за
      деньги. Она на консультации приходит и говорит: ты мне приносишь 300
      рублей, ты купишь мне тушь, ты пленку для фотоаппарата и т. д. С ней
      торгуются».
    5. «У
      нас есть предмет «Строительная механика», по нему очень часто бывают
      пересдачи и часто доходит до пересдач с комиссией. В этом году получилось
      так, что приказ об отчислении вышел еще до того, как был назначен экзамен
      с комиссией. И его назначили на следующий день. Пересдавать экзамен с
      комиссией должны были человек 15. 

      Об экзамене практически никто не знал, в том числе,  преподавательница. Его назначили
      вечером накануне дня пересдачи. Комиссия состояла из зам. декана и еще
      одной преподавательницы. Были странные билеты (не те, которые должны были
      быть): они были составлены по всему курсу вместо половины. В итоге некоторые
      сдали, некоторые не пересдали, а некоторые даже не пришли, потому что не
      знали ситуацию. История не закончилась. Это было недавно, и те, кто не
      сдал, не знают, включат ли их в приказ об отчислении или нет».

    6. «одного
      мальчика отчислили, потому что он не нравился одной нашей
      преподавательнице. Она ему прямо сказала: ты на факультете иностранных
      языков учиться не будешь. Она его заваливала. Он не особо старательный и
      не особо умный, но таких много, а отчислили  только его. На следующей год он еще раз
      поступал, но эта преподавательница была в приемной комиссии, и он не
      поступил».
    7. «У
      нас в общежитии есть специальная Служба безопасности, они вечером ходят
      по комнатам. Им обязаны открывать. Если ты не
      откроешь, будут проблемы – вызывают на специальную комиссию, могут
      выселить из общежития или отчислить».
    8. «в
      одном из наших корпусов – четвертом очень жарко (это не шутка), с потолка
      капает. Там все буквально преют. А потом, за перемену в 15 минут надо
      быстро по морозу добежать до другого корпуса. Вообще четвертый корпус
      строили не для обучения, а для промышленного склада, для хранения
      оборудования. Теперь  там проходят
      занятия».
    9. «был такой случай: посередине пары обвалился потолок,
      причем не только штукатурка, но еще и кусок плиты. Слава богу, был
      предпраздничный день, и народу за партой было немного, и на той стороне
      аудитории никто не сидел. Иначе могло случиться несчастье. Пришла декан
      факультета, сказала давайте перейдем в другую
      аудиторию и забудем про это».
    10. «У
      меня в группе немного человек состоят в профкоме, и многие хотят выйти.
      Когда они приходят в профком с этим, на них там кричат, говорят, что они
      неблагодарные, не ценим их работу, и выйти из профсоюза не дают».

3.     
Статистика,
цифры.

По
результатам опроса, в среднем студенты оценивают уровень коррупции на своем
факультете на 5,1 балл по 10-балльной шкале.

Средняя
стипендия студентов вузов г. Владимира = 500 руб.

4.      Рейтинг нарушителей прав студентов:

1.     
преподаватели;

2.     
администрация вуза (деканы, ректоры и проректоры и
др.);

3.     
коменданты общежитий.

5.      Причины возникновения нарушений:

1.     
большинство студентов не знают своих прав и не знают о
том, что они нарушаются;

2.     
студентам в какой-то мере выгодно, когда нарушаются их
права. Например, если некоторые преподаватели некачественно выполняют свои
обязанности, это также позволяет студентам 
выполнять задания, посещать занятия успешно.

3.     
отсутствие культуры соблюдения прав и обязанностей
студентами, преподавателями и администрацией вузов открывает широкое поле для
решения проблем незаконными методами (взятки, использование знакомств и т.п.).
Об этом свидетельствуют результаты проведенной

фокус-группы: «Способы решения, которые прописаны в законодательстве,
непопулярны. Студентам самим выгодно, чтобы их права нарушались. Если права не
нарушаются, то и со студентов должен быть повышенный спрос».

6.     
Заинтересованные
в решении проблемы.

К
сожалению, мониторинг показал, что ни профсоюзы, ни администрация вузов, ни
сами студенты не видят проблемы, связанной с нарушениями прав студентов.
Зачастую студентам легче решить возникшую проблему, используя личные связи и
другие неформальные способы. Законные методы часто дают меньше результатов, чем
переговоры, взятки и т.д. Проведение фокус-группы доказало отсутствие осознания
проблемы: участники фокус-группы сами называли большое количество случаев нарушения
прав студентов, однако вывод, к которому участники пришли: нарушения не имеют
характер проблемы, являются редкими, в основном проблемы студентов вызваны их
леностью, несерьезным отношением к обучению.

7.      Новые способы решения проблемы (советы по
улучшению ситуации).

Студенты
считают, что привлечение  к решению
проблемы, связанной с нарушением прав студентов, третьей стороны только лишь
создает повышенную нервозность и накаляет обстановку. Было высказано
предположение (пожелание) не создавать дополнительную структуру, помогающую
студентам решать свои проблемы, а усиливать внутривузовскую систему защиты прав
(напр., профсоюзы).

В
настоящий момент профсоюзы не воспринимаются студентами как орган, защищающий
их права. Основные функции профсоюза сейчас: организация досуга студентов
(студ. весны, посвящения в  студенты,
КВН), социальная защита студентов. Единственной проблемой, касающейся прав
студентов напрямую, которую решает профсоюз – проблемы с общежитием. В основном
профсоюзы решают мелкие проблемы, предпочитая держаться подальше от проблем
крупных, серьезных.

Основной
задачей, стоящей под кампанией по правам студентов, может стать правовое
просвещение. Это можно осуществить с помощью ресурсов профсоюзов (помещение,
возможность выхода на студентов). Кроме того, необходимо обеспечить осознание
проблемы в среде студентов.

Молодёжное правозащитое движение